Интервью с Константином Пинаевым @moscowlondon. Часть вторая @Sharehoods #Interview #MeetTheLondoner

Konstantin Pinaev

Это продолжение нашего интервью с Константином Пинаевым @moscowlondon, специалистом по маркетингу и консалтингу, который вот уже 7 лет как эмигрировал в Англию из России.

В Интернете Константин известен по его “Запискам эмигранта” о жизне, культуре и событиях в Англии. В этой части интервью Константин делится наблюдениями о работе в британском коллективе, говорит о русских в Британии и стереотипах вокруг них, а также на собственном опыте дает рекомендации и советы по построению карьеры в Англии. Первую часть интервью читайте тут.

Часть вторая: о русскости, стереотипах, карьере и работе в Британии

О русскости.

– Вот я знаю, некоторые люди, уезжая, обрывают связь со всем, что есть или осталось в их прошлом, и как-то они очень стараются ассимилироваться с новым стилем жизни и т.д. Константин, Вы себя все-таки считаете русским или британцем?

– Мне кажется, что люди проходят несколько стадий в эмиграции. Я буду за себя говорить. Можно «уехать в», а можно «уехать от или из». То есть ты хочешь приехать откуда-то или хочешь приехать куда-то. Я любил Британию, но во многом я уезжал от того кошмара, который вытворялся в России: меня очень напрягало хамство, меня очень напрягало, что все поворачивается обратно в совок, поэтому я во многом уезжал, отрицая вот эту свою русскую часть. Я помню в 2002м году ездил в Америку, и она на меня такое сильное-сильное впечатление произвела… Я себя в ней очень комфортно почувствовал! Я приехал и все время говорил про Америку. Меня, наверное, года полтора не отпускало. И надо мной все смеялись, что на самом-то деле я никакой не русский. И я именно с таким ощущением уезжал, что я вроде как нерусский, оказался в России случайно и теперь и наконец-то восторжествовала справедливость и я приехал на остров. Где тут миссис Хадсон?

В первый период, первые года полтора, наверное, это период отрицания своей русской части, попытка замаскироваться под британца. Я слепо копировал, пытался изо всех сил ассимилироваться, ну что в принципе верно на этой стадии. Пытаешься подстроиться и за местного сойти. А потом, мне кажется, это года через 2 произошло, началась новая стадия. Причем началось все с Набокова. Для меня Набоков – это такой эталон человека, который смог и ассимилироваться, и достичь чего-то в профессиональном плане, и в то же время сохранить свою русскость. Я тогда много читал Набокова и подумал: «Ну какой же я британец? Ну что-то во мне, конечно, есть, но в принципе я в первую очередь все-таки русский.» Сейчас я себя гораздо более русским чувствую, чем я когда-либо в жизни себя чувстовал. То есть я и рад быть русским, и последние 2-3 года веду, можно сказать, борьбу со стереотипами: на тему имиджа россиян в Британии.

О стереотипах.

– Вы предвосхитили мой вопрос, в плане: на Ваш взгляд, какие есть стереотипы у британцев о русских людях?

– Стереотипов несколько. Ну самый очевидный – это то, что в газетах есть. То, что называется more money than reason (денег больше, чем здравого смысла). Это бесконечные олигархи, покупки, скупка недвижимости бездумная. Незаслуженные бешеные деньги. Если общаешься с незнакомыми британцами, они все уверены, что ты родственник Абрамовича или там друг его. Я утрирую, конечно, но смысл такой, что многие считают, что у тебя слишком много денег.

Второй стереотип, это второй экстрим. Русскоязычных держат за восточную Европу и сваливают всех в кучу. Они особо не разделяют Польшу и Россию. Польша здесь (если говорить о Польских стереотипах) – это неквалифицированная или полуквалифицированная рабочая сила. То есть это всевозможные строители, обслуживающий персонал, плохой английский и так далее. Очень часто Россию сюда примешивают. Британцы родились с таким паспортом, что некоторые даже не знают, что такое виза – большиство из них очень сильно удивляются, когда ты говоришь, что уборщицу сюда не пустят из России. Что все россияне, все местное СНГ здесь – профессионалы. Это для них большой сюрприз.

И третий стереотип – это всевозможные медведи, водка, балалайки. Но тут все понимают, что неправда. Это скорее часть юмора и относиться к этому надо также.

О карьере в Британии.

– Вы говорите, что для британцев является сюрпризом профессионализм русских ребят, а испытывали ли Вы какие-либо недобства при работе с британцами, какое-то такое отношение было к Вам как профессионалу более низкого уровня, потому что Вы из России?

– Нет, никогда. За 7 лет профессиональной деятельности такого не было вообще. Они очень ценят альтернативную точку зрения, мой бэкграунд. В принципе за все это время я практически никогда не работал с Россией. У меня была пара проектов, где Россия являлась частью, одной из стран, но таких проектов было мало. Но так или иначе очень часто работаешь либо с развивающимися странами, либо со странами переходной экономики и понимание потребительской специфики – это очень очень важно и это очень ценится.

– То есть Вы это используете как Ваш skill (навык)?

– Да. Мне кажется, если здесь делать профессиональную карьеру, нужно не попасться в две ловушки. Первая – работать только во внутреннем сообществе, потому что из него потом сложно будет выйти и вообще непонятно, зачем было переезжать тогда. Вторая ловушка – это стать русским специалистом внутри британской или международной компании. Я стремился все-таки в первую очередь быть британским или международным специалистом, с сознанием в том числе специфики России. Не знаю, наскаолько это было стратегией, но знаю, что хорошо получилось.

– Можете ли Вы дать какие-то рекомендации по поводу того, как вот этой ловушки избежать?

– Я расскажу на примере своей жены. Наталья переехала сюда  без работы, она в Москве проработала в консалтинге 2 года в области недвижимости. Причем, это была британская компания. Она надеялась, что ее переведут внутри компании. Но когда сюда приехали, открытой позиции здесь не нашлось. Это кстати классический случай: здесь нет такого бешеного роста как в России. В России, если человек хорош, его просто так возьмут и через месяц-другой позиция найдется. В Британии компании растут медленно, поэтому если позиции нет, то она может в лучшем случае только через год появиться. Так вот Наталью тогда не взяли в ту же компанию, зато предложили работу в другой. Причем взяли практически через неделю, что очень хорошо.

Ее взяли как профессионала, как человека, который разбирается на рынке недвижимости, причем именно на международном уровне. Во многом они взяли ее, потому что появлялись у них какие-то российские проекты, а с Россией работать тяжело: по-английски там особо не говорят. И специфика такая, что никто ничего не понимает про Россию, поэтому Наталью сразу взяли именно как русского специалиста.

Но она сумела себя очень хорошо поставить. С одной стороны, у нее были какие-то российские клиенты, какой-то бизнес она приносила в компанию, именно развивая вот эту сторону. А с другой стороны, она работала и над другими проектами, она просила специально ставить ее на другие международные проекты.

То есть то, что вы из России или СНГ, – это ваше преимущество и это надо использовать при поиске работы. Объективно, здесь конкуренция очень и очень высокая и особенно, когда кризис на дворе. С местными сложно конкурировать, у них больше опыта и в принципе компаниям в разы легче взять на работу британца. В то же время у них может быть такая необходимость или перспектива, что вот они хотят на Россию выходить или на СНГ, поэтому это надо использовать. А уже, когда вы на работе, старайтесь развиваться в разные стороны, а не только на Россию.

О работе в британском коллективе.

– Давайте поговорим о веселом, вот у Вас есть опыт работы в российском коллективе и в британском, какие есть существенные различия, которые Вы может быть назвали бы курьезными?

– Сразу хочу сказать, что в России я хоть и 2,5 года работал, у меня очень странная такая компания была, то есть это была маленькая компания, а во-вторых она была очень прозападная. В России полный шок был, когда я пришел из универа, а начальник, который был лет на 20 меня старше, настаивал, чтобы я его по имени называл и «на ты». В Британии у меня тоже опыт работы скорее в маленьких компаниях. По моему опыту и в моей индустрии, здесь нет такой иерархии, которая есть в России.  Здесь тебя слушают, твое мнение всегда уважают и в этом плане всегда хотят включить в команду полноценным игроком. Здесь очень хорошо умеют строить team work, то есть работу в команде, умеют креативить вместе. Брейнстормы получаются просто невероятные, когда такая команда разношерстная. Я помню, объективно профессионально в начале очень сильно отставал и с уверенностью были проблемы и был сильно и приятно удивлен, насколько при этом меня слушали, насколько пытались взять то, что я сказал, перелепить, обработать и именно это клиентам отдать. В России бы сказали: «да, помолчи уже» и просто с нуля бы что-то сделали. А здесь заботятся о тебе, хотят, чтобы ты рос.

– Я сейчас уже работаю во второй британской компании, и для меня первым шоком было, что отношения очень профессиональные в коллективе, и каждый очень сфокусирован на своей работе.

– Да, работать здесь умеют. И панибратских отношений здесь нет. В принципе, зависит, конечно, от размера компании и индустрии. Но если обобщать, то британцы очень хорошо умеют разделять профессиональное и личное. В России почему-то (это для меня является большой загадкой) все мешаются в кучу и в совершенно жутких пропорциях. А в Британии жизнь довольно четко разделяется на 3-4 категории. Есть публичная, есть профессиональная, есть личная и есть то, что называется private. В России даже слова privacy нет, что, конечно, удивительно. В Британии это все разделяют, а в России очень любят и профессиональное и личное мешать: дружба с начальством, дружба с коллегами и все зачастую в ущерб профессиональному.

О русском месте в Лондоне.

– Хорошо, какое у Вас любимое русское место в Лондоне?

– Ну, оно не совсем русское, оно скорее международное с русским послевкусием: Bob Bob Ricard. Это ресторан в Сохо, создан Леонидом Шутовым. Бывший рекламщик, который сюда приехал и открыл здесь свой ресторан, не имея опыта ресторатора. Это объективно один из лучших ресторанов Лондона. Он недешевый, но там есть и романтика эпохи арт-деко, и золотой век путешествий (привет Набокову!), и стилистика поезда, купе… Я уважаю Леонида именно за то, что он создал что-то по-настоящему международное, что-то интересное с русским оттенком. Там русскоязычная публика – это буквально 3-4%. Для меня хорошее русское место в Лондоне должно быть именно таким – по-настоящему международным.

О признаках Лондонца.

И в самом конце уже хотела Вас также спросить, какие признаки Лондонца приходят Вам в голову вот сразу.

– Хороший вопрос. Мне кажется, они стараются везде ходить пешком или ездить на общественном транспорте и страшно обижаются, если в городе нельзя ходить пешком. Они Москву и Дубай не считают за города именно потому, что там все не для пешеходов сделано. Другой признак лондонца – это газеты, я бы сказал. Здесь все читают и имеют свои предпочтения на тему прессы. Еще я бы также сказал, что лондонцы – это вежливость и забота об окружающих. В Нью-Йорке всем наплевать друг на друга, а здесь вам всегда помогут. Вас видят в толпе и считают за человека. Лондонец – это, наверное, человек, который в паб ходит. У которого есть любимый и нелюбимый паб. Очень хороший вопрос, мне нравится! Давайте я еще что-нибудь придумаю и потом скажу.

– Интересно! Ну, думаю признаков еще можно вспомнить немало и наши читатели могут его пополнить своими примерами. Спасибо большое Вам за интервью, Константин! Успехов Вам и дальше!

Интервью брала Юлия Когай @ykogay специально для проекта Sharehoods. Если Вы хотите поучаствовать в проекте и также поделиться своим опытом и историей успеха за рубежом, свяжитесь со мной в комментариях либо по адресу yuliya (at) sharehood.eu

Leave a Reply / Оставить Комментарий

