Учиться здесь и там @Sharehoods #EducationAbroad #Stages

Octagon Library in Queen Mary, University of London [1984]

Честно говоря, сравнивать что-либо – дело, на мой взгляд, неблагодарное. Особенно, если мы говорим о качестве, уровне и процессе образования. У меня нет опыта обучения в российской магистратуре, как нет и опыта обучения на бакалавра в Англии. Потому я могу сравнивать только получение степени специалиста в Москве и ЛЛМ в Лондоне. Ну, хотя бы и то, и то у меня было в области процессуального права и разрешения споров.

С чего бы начать? Различается ли процесс обучения? Конечно, различается! Как он различается и во всех российских ВУЗах. Наверное, мне все-таки повезло с моим университетом в Москве – в нем система обучения построена на подобие западной. «На подобие» означает, что вроде бы и учиться надо много самостоятельно (как на Западе), но если ты не сдашь письменный реферат и эссе, то из университета не выгонят (как в России).

Когда я приехала в Лондон, я морально уже себя подготовила к состоянию «все плохо». Мое «все плохо» заключалось в том, что я себя подготавливала заниматься только учебой, не развлекаться, не тусить и не пить, записывать каждое слово за лектором, читать не только основной, но и дополнительный список литературы. Наивная я была девочка… Скажу честно, выполняла я свои установки месяца два. Потом моя ситуация несколько изменилась, потому что меня отобрали в Vis Moot Team и у меня просто не было времени выполнять все предпписания, которые я себе наметила.

Первое с чем я столкнулась была проблема чтения. Я учила английский язык к тому моменту 18,5 лет и никогда не сталиквиалась ни с какими проблемами в чтении книг на языке Конан Дойля. Но все бывает в этой жизни впервые. Я отчетливо помню, что первую главу книги по арбитражу, объемом в 50 страниц, я читала неделю. Неделю!!! А мне надо было прочитать 3 главы за неделю – к следующей лекции. Я испугалась и решила, что вообще ничего не буду читать :) А потом я пришла на вторую лекцию и осознала, что это «не вариант»: если я не читаю материалы к лекции, я не понимаю, что мне объясняют и о чем идет речь. К тому же на фоне 25-40 летних одноклассников с несколькими годами практики в области арбитража я выгляжу крайне жалко.

Я начала читать. Начала много читать. Очень много. Я читала целыми днями и ночами. И постепенно читала материалы все быстрее и быстрее. Через 3 месяца стандартное решение английского суда на 70 страниц я прочитывала часа за 2, успевая при этом делать пометки в блокноте, и выносить нужную мне к семинару информацию (стоит отметить, что к тому моменту я уже знала, что можно пролистать и проигнорировать ;). А потом я поняла, что читать уже больше не могу. Что еще одна страница и мозг мой взорвется. И в этот момент я перешла ко второй важной составляющей обучения в Лондоне – развлечения!

Развлекаться когда учишься надо. Это просто обязательно! Я очень согласна с одним своим английским лектором, который сказал мне, что нельзя все время учиться, возможно, это одна из последних возможностей развлекаться на полную катушку, ведь, вполне вероятно, что больше студентами нам не быть. И он очень-очень прав! У меня сложилось впечатление, что развлечения, тусовки, вечеринки это неотъемлимая часть этого experience,  который мы называем «учеба в Англии». Я не буду раскрывать все карты и тайны, но скажу, что это очень не похоже на то как мы тусили во время обучения в Москве.

Наконец, третье составляющее образования в Англии – самостоятельность. Не то, чтобы студенты болтались в море информации как кое-что в проруби, но надевать на нас спасательный круг, нарукавнички, спасательный жилет и не пускать нас «в воду» дальше, чем «по коленочки» никто не собирался. В магистратуре вы, конечно, студенты, но вас таковыми уже не считают, чаще всего из-за того, что вы – практически ровесники со своими преподавателями. Вы с преподавателями на равных. Вы сами готовитесь к заданиям, сами разбираете новые темы. Преподаватели задают вам направление движения, координаты, если хотите, но «грести» за вас не будут. И это очень отличается от того, к чему мы привыкли в России. В Англии не будут разжевывать материал и объяснять одно и то же 33 раза, не будут и бегать за вами, напоминая и прося сдать реферат. Не сдали реферат – не получили достаточное количество баллов, чтобы сдать выпускной экзамен – будете сдавать в следующем году. Все. Разговор короткий.

И я бы не сказала, что такая система самостоятельности и ответственности плохая, но она очень непривычна русским студентам и им требуется время, чтобы привыкнуть к ней. А время, когда ваш курс обучения длится один год, – на вес золота.

Leave a Reply / Оставить Комментарий

