Интервью с Ларисой Чикишевой. Кейс: MBA. @Sharehoods #CareerUK #MBAEffect

Сегодня в нашей рубрике Интервью – публикуем диалог с новым автором по вопросам Карьеры в нашем проекте Sharehoods Eurasia, Ларисой Чикишевой @larisach.

Larisa Chikisheva

Лариса, специалист по маркетингу, переехала в Лондон из Москвы делать программу MBA (Masters of Business Administration) 5 лет назад. В кризисный 2009 год работу было найти непросто, но Лариса сумела построить здесь успешную карьеру в индустрии Интернет-технологий, о чем она и рассказала нам сегодня.

О мифах вокруг MBA и преимуществах этой степени; о том, как провести это время с пользой, о приобретенных навыках и о том, какой эффект это имеет на дальнейшую карьеру.

Магистр делового администрирования, МДА (англ. Master of Business Administration; Магистр экономического управления, используется также калька с английского магистр бизнес-администрирования, МБА) — квалификационная степень в менеджменте (управлении). Квалификация МДА подразумевает способность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена.

О российском опыте, бизнес-трендах и работе в стартапах.

– Лариса, здравствуйте, расскажите, пожалуйста, немного о себе.

– Вообще я по образованию химик, но из науки я ушла очень быстро. В России я работала сначала в продажах, потом в маркетинге на один большой мультинациональный бренд, а потом я уехала в Лондон делать MBA. Это был очень интересный и полезный опыт, не жалею, что я это сделала. Я думаю, что это очень правильная инвестиция в себя. Потом я нашла работу, хотя это был очень тяжелый год…

Поскольку я начала общаться со стартапами и новыми проектами, в том числе, теми, которые делали выпускники школы, просто заинтересовалась и начала на них работать и в общем открыла для себя новый мир совершенно. Когда я шла на MBA, я, конечно, не думала, что буду этим заниматься. Это не очень стандартный карьерный путь для MBA выпускника, но мне кажется, что очень интересный. И реакция, которую я получаю от своих одноклассников, чаще всего позитивная – все интересуются.

Случайно оказалась в тренде, так сказать, потому что как раз, когда я начала этим заниматься – в Лондоне появились TechCity, Google campus – и предприниматели стали приезжать, а венчурные инвесторы стали больше инвестировать. Сначала я работала на один небольшой стартап – это был социальный проект, который я помогла запустить. Потом я перешла в более established проект, большой, с историей, который был уже венчурными инвесторами подстрахован. И там я работала последние два с половиной года, пока не исчерпала опять же все возможности, потому что, конечно, в стартапах часто в какой-то момент наступает потолок.

Но когда они активно растут и развиваются, очень интересно в них находиться и быть, что называется, на верхушке этого всего. Там я занималась практически всем. Очень много маркетингом, анализом но в то же время и разными операционными вещами, потому что мы очень росли, интернационализировались – в общем я была совершенно multi-tasking.

– Сами не задумывались открывать свой стартап?

– Пока нет, но я даже не уверена, что я предприниматель. Я могу помогать предпринимателям выращивать их бизнесы, я уже это делала, в общем. У меня есть, конечно, какие-то идеи, но я пока не трансформировала их в бизнес-кейсы. Опять же я не уверена, что в ближайшее время это наступит, пока мне кажется, что я скорее человек, который помогает развивать бизнесы.

О принципах и мифах об MBA и карьерных преимуществах.

– По-моему представлению на MBA все-таки идут люди, которые больше заинтересованы в предпринимательской деятельности, хотят обрести какие-то навыки в плане: научиться развивать свой бизнес и т.д. А почему Вы пошли на MBA?

– Ну, честно говоря, я не знаю, я не уверена. На самом деле MBA заточен скорее под Big Corps. Сейчас это немножко меняется, но вообще если посмотреть по карьерам выпускников, то и до и после MBA они часто работают на большие бренды. Особенно после MBA, конечно, и люди часто приходят на MBA, чтобы поменять что-то в своей карьере, чтобы допустим переключиться из маркетинга в финансы, переключиться из маркетинга или того же sales в консалтинг.

Очень многие уходят именно в профессиональный сервис, но как раз предпринимателей достаточно мало и объясняет это то, что MBA – это достаточно серьезная инвестиция и потом нужно отдавать кредит за учебу и как-то это все отрабатывать. Поэтому сразу после MBA в какой-то рискованный проект войти – это действительно рискованно. Мне кажется, все идут сначала традиционным путем, как я вижу среди своих одноклассников – присоединяются к каким-то большим банкам, фирмам в консалтинге и финансах.

В наш год все было очень плохо, поэтому многие ушли в industry, в технологические большие бренды и потом, когда MBA уже несколько отработался, то некоторые начали свои бизнесы. У London Business School был на самом деле хороший фокус на entrepreneurship, по сравнению (мне, конечно, сложно сравнивать с другими школами – я там не училась) с тем финансовым имиджем, который был у этой школы. Банковский профиль достаточно сильный и до сих пор остается, но, тем не менее, они смогли сделать и хороший предпринимательский курс, который я, кстати, не брала. Я не очень сильно фокусировалась на предпринимательстве, мне казалось, у меня будет более стандартный путь.

– То есть Вы уже имели представление о том, какой карьерный путь хотели?

– Я представляла, что буду работать в больших корпорациях, но я не знала, где. Во время MBA очень много distractions происходит, очень много встречаешь людей и очень много можно найти возможностей, о которых ты даже не думал.

– Является ли это на Ваш взгляд наибольшим преимуществом MBA?

– Да, это действительно так. На самом деле спустя несколько лет после MBA понимаешь, что сухой остаток – это люди, которых ты встретил и с которыми ты познакомился во время программы, в том числе встретил среди guest speakers и т.д. Network – это основная ценность много лет спустя, который выкристаллизовывается уже потом. Нетворк помогает во всем – если нужно найти какие-то профессиональные контакты в определенном секторе с любой целью: партнерства, работы и т.д., это очень легко сделать через MBA контакты и это в основном будут очень senior контакты, топ-менеджеры, потому что люди продвигаются быстро после MBA. Благодаря этому MBA открывает огромное количество возможностей вне традиционных секторов финансов и консалтингов.

О том, как провести свое время на MBA максимально эффективно и навыке нетворкинга.

– Так значит намного полезнее фокусироваться на общении и на нетворкинге?

– Нужно на всем фокусироваться, потому что учиться тоже важно. Но в этом вся и проблема, что очень много вещей нужно не упустить. Нужно ходить на ивенты, которые в школе бывает и нужно общаться со своими одноклассниками и с теми людьми, которые приходят и выпускниками каких-то индустрий, которые интересуют. И плюс еще нужно учиться, безусловно.

– Есть ли у Вас какой-то совет по тайм-менеджменту? Как все успеть? И как научиться видеть то, что важно, а что нет?

– Хорошо бы, конечно, иметь примерное представление, куда вы хотите двигаться. Тогда хотя бы можно фокусировать всю свою энергию именно на этой сфере. То есть общаться с людьми из какого-то сектора, который вам интересен. Ходить на все ивенты, общаться с выпускниками, которые там работают и одноклассниками, которые там работали. Но, к сожалению, как показывает опыт меня и моих одноклассников, довольно сложно определиться с сектором. Очень много отвлечений и интересных возможностей возникает и поэтому здесь скорее нужно навигировать интуитивно и все-таки попытаться как можно быстрее определиться. И потом уже фокусироваться на чем-то одном.

– Обычно MBA ведь 2 года длится?

– Да, за первый год желательно определиться или за первые пару семестров, чем ты хочешь заниматься и потом строить свой нетворк.

– Ну, нетворк, скажем так, понятие не совсем привычное для россиян…

– Абсолютно не привычное!

– Было ли это непривычным для Вас? Каким образом Вы преодолевали какие-то барьеры? Как быстро Вы смогли обрести этот навык и что Вам помогло?

– Как говорится, когда тебя бросают в воду – нужно плавать. У нас были даже тренинги по нетворкингу на таких ивентах. Как подходить к людям, группам и включаться в дискуссию и как смотреть. Просто даже по языку телодвижений видно – открыты или закрыты люди, хотят они кого-то в свой круг пускать или нет. То есть какие-то такие моменты, базовые.

Честно говоря, все было достаточно естественно. Люди, которые приходили к нам – были готовы общаться. И если к ним подойти просто, рядом встать, то с тобой начинают общаться. Вот так примерно все и происходило. И просто, наверное, потому что была атмосфера настроенная именно на нетворкинг поэтому было и легче. А потом уже совершенно естественно все происходит.

Мне кажется, что MBA очень важный навык во мне выработал, я могу совершенно спокойно общаться с совершенно незнакомым кругом людей, просто подходить к людям, разговаривать и заводить какие-то контакты. Точно также писать людям, если я нахожу кого-то, кто меня интересует, могу опять же написать простой профессиональный email: извините, пожалуйста, но мне бы очень хотелось пообщаться на эту тему. И это абсолютно спокойно происходит. Это хороший тренинг с точки зрения таких навыков.

Об эффекте MBA, о карьере после и женщинах в Интернет-технологиях.

– Давайте поговорим о Вашей карьере после MBA, то есть о том самом эффекте MBA, о котором Вы писали. Вы сказали, что никогда не сталкивались с дискриминацией по полу, что к Вам всегда относились как профессионалу.

– Это действительно так. Это отчасти, конечно, связано с тем, что мы в этой стране, потому что здесь безусловно дискриминация не приветствуется ни в каком смысле. Понятно, что она все равно может существовать на каком-то скрытом уровне. Может в технологиях кстати бывает сложнее, просто потому что это geeky world. И если ты женщина без tech background, то возможно на тебя могут смотреть и свысока немножко или даже не свысока, а просто считать, что ты не готова общаться на очень-очень сильно технические темы.

Но это дискриминация скорее все-таки на уровне навыков и знаний, чем на уровне пола, потому что люди все равно открыты и все равно с тобой разговаривают. С точки зрения вообще общения я, честно говоря, не замечала. Мне кажется даже наоборот, опять же тот же самый technology world нуждается в женщинах.

– Потому что женщины обладают другим мышлением и способны подходить к решению задач другими способами?

– Да, и они намного миролюбивее, потому что если очень много мужчин работает, то могут возникать различные конфликты, и женщина это тот самый миротворец, она может помогать налаживать отношения. Опять же, потому что технологические компании очень быстро растут, страдает people management, просто потому что его упускают из виду – все строят новую большую технологию и все в ней. Вот здесь, мне кажется, помогают soft skills.

– Так как Вы сейчас меняете работу, можете сказать – является ли на Ваш взгляд MBA преимуществом перед другими кандидатами при поиске работы?

– Конечно, на эту строчку резюме смотрят, но вообще в принципе даже после MBA важно то, что Вы делали до этого. Хорошо бы уже иметь какие-то большие бренды и опыт кроме MBA. Потому что все равно оценивают по опыту плюс MBA, то есть смотрят весь пакет. Чем дальше от MBA, тем больше смотрят на то, чем человек занимался после. Есть даже исследования, которые показывают, насколько важна первая позиция после MBA для последующего развития карьеры. По-разному идут кривые в зависимости от того, что человек начал делать после окончания.

MBA безусловно замечают, к тому же LBS в последние годы была достаточно высоко в рейтингах. С этой точки зрения MBA мне позволил осуществить переход на новый уровень: сменить индустрию из consumer goods в технологии, сменить род деятельности абсолютно и также сменить географию без потерь, а даже наоборот с financial gain.

О карьере в Британии и наших специалистах.

– А что Вы думаете вообще о работе в Британии: какие есть подводные камни, о чем следует знать тем специалистам, которые планируют туда приезжать и к чему быть готовым?

– Нужно быть готовым к тому, что опыт будет немножко недооценен, потому что это будет опыт работы на российском локальном рынке, зависит от того, конечно, есть международный бренд на резюме или нет. Я бы очень посоветовала поработать в международных компаниях прежде чем пытаться переехать, потому что нужно будет тратить меньше усилий. Узнаваемые бренды в резюме – это всегда преимущество.

Нужно быть готовым к тому, что придется переводиться с небольшим дауншифтингом, если все начинать с нуля. Возможно те ожидания, что были на российском рынке не оправдаются с точки зрения карьерного роста. Стоит понимать, что западные рынки – это развитые рынки, компании растут медленно, соответственно и люди растут медленно. Здесь порой уходит много времени для продвижения на senior level. Все достаточно спокойно и размеренно происходит.

Плюс нужно, конечно, понимать, что в Англии была рецессия и есть очень большое количество английских и не только специалистов, которые сейчас безработные, и опытные. Соответственно они более конкурентоспособны по сравнению с иностранцами, так как работодатели, смотря на два резюме, с большой вероятностью предпочтут английский опыт. Порой, когда я общаюсь и говорю, что у меня уже есть известный бренд до MBA в другой стране, меня все равно просят рассказывать только про опыт в UK. Рассуждая с точки зрения визовых ограничений сейчас, большим компаниям, конечно, проще спонсировать визу, чем маленьким бизнесам.

О жизни в Лондоне и любимых местах.

– Вот несмотря на все эти трудности и кризис на рынке, что Вас здесь держит? Что Вас привлекает в самой жизни в Лондоне?

– Меня держит в Лондоне уровень жизни, сейчас еще и личные обстоятельства, но до этого я жила в Голландии какое-то время и я уже была достаточно прозападным человеком с самого начала. Каждый раз, когда я приезжала в Россию, я сравнивала. И, конечно, и уровень жизни и уровень социальной защищенности, да и просто уровень безопасности – конечно, пока не сравнимы. В России хоть и есть много возможностей, в Англии есть чувство уверенности и предсказуемости, и игры по правилам – что для меня всегда было важно. Я бы не смогла вжиться в российский рынок, я хочу жить по правилам, жить в зарегулированном обществе, ну и плюс мне гораздо больше нравится Лондон, чем Москва. Он менее агрессивный и тяжелый, здесь гораздо уютнее жить. Здесь порой есть ощущение, что ты живешь в маленьком сообществе со своим укладом и это тоже важно для меня.

– Есть ли у Вас любимое русское место в Лондоне?

– Русского места, наверное, нет. Я очень люблю Tate Modern, там есть members room с очень красивым видом на Темзу. Я очень люблю несколько пабов, например The George Inn (George Inn Yard, 77 Borough High Street, Southwark, London SE1 1NH). Это один из старейших пабов Лондона, в который меня в первый раз привел английский одноклассник из ЛБС. С тех пор я туда постоянно возвращаюсь и привожу людей, чтобы погрузиться в средневековую атмосферу. Хотя он был перестроен в 17 веке, но все же.

Ностальгически привязана к району Бейкер Стрит, так как там находится моя школа. Раньше кстати было замечательное кафе Озон и это было мое любимое русское место с потрясающей русской кухней, но к сожалению оно закрылось и замену я пока не нашла.

– Спасибо Вам большое, Лариса, было очень интересно обсудить плюсы и минусы MBA и его влияние на карьеру, думаю нашим читателям будет интересно узнать, как это может помочь не только предпринимателям, но и специалистом и разрушить мифы о его элитности. 

Интервью брала Юлия Когай @ykogay специально для проекта Sharehoods. Если Вы хотите поучаствовать в проекте и также поделиться своим опытом и историей успеха за рубежом, свяжитесь со мной в комментариях либо по адресу yuliya (at) sharehood.eu

One comment

  1. […] посты MBA выпускников на нашем сайте: Казахстанский и Российский […]

Leave a Reply / Оставить Комментарий

