Стартапы: немного о компенсациях. @Sharehoods #Rewards #Salary

Imagecourtesy of shoppodarki.com

Imagecourtesy of shoppodarki.com

В свое время, еще когда я собиралась работать на самый первый стартап, вопрос компенсаций мне довелось изучить весьма детально, при помощи контактов из венчурных фондов и самих стартапов.

Конечно, молодой бизнес вам не предложит пакета как в big corp, с медицинской страховкой, пенсиями, allowance на машину и так далее. Однако, это совсем не означает, что вы проиграете, а порой даже наоборот. Три года назад мне удалось выяснить примерно следующее. Основатели и директора ранних стартапов в Великобритании до А-раунда платят себе на уровне (максимум) среднестатистической базовой зарплаты Associate/консультанта в big 4 или сеньор-менеджера в международной корпорации. Соответственно, если вы рассматриваете работу на уровне функционального главы/директора в молодом бизнесе, то это будет ваш максимум. Совсем ранние бизнесы, до финансирования бизнес-ангелами порой предлагают работать только за долю в бизнесе. Профессионалам с небольшим опытом работы, стартапы после А-раунда предлагают зарплату где-то на 10-20% ниже уровня рынка.

Всем известно, что upside в стартапе — это вовсе не повышение зарплаты, а опционы. Если вы профессионал с опытом и уже прошли все стадии выбора бизнеса, которые я описывала в предыдущих постах, к вопросу о зарплате рекомендуется подойти следующим образом. Рассчитайте, сколько вам нужно ежемесячно, чтобы поддерживать настоящий уровень жизни или «дотянуть» его до минимально необходимого, если такового сейчас не наблюдается. Прибавьте процентов 10-15. Это будет ваша база.

Не стоит забывать (и не только в этом секторе), что если вы увеличите зарплатную базу, то и ваши расходы с большой вероятностью увеличатся пропорционально — переедете в более дорогую квартиру и т. д. Это банальная человеческая психология. Поэтому, если вас в принципе все устраивает и вы хорошо понимаете upside — то этот подход вполне оправдан. Дальше, по опыту, рекомендуется посмотреть на вашу текущую рыночную стоимость — для этого можно почитать всевозможные обзоры зарплат в различных секторах, которыми переполнен Интернет. С этой позиции можно рассчитать опционную часть компенсации.

Опционы вы, как правило, получите только проработав в компании какое-то время (от 6 месяцев до года) если речь идет о стартапе, который уже получил капитал от бизнес-ангелов или венчурных инвесторов. Опционная часть, как правило, доведет ваш уровень компенсации до рыночной в течение пары лет, при благоприятном (и не обязательно самом оптимистичном) развитии бизнеса, а потом ее перерастет. При расчетах вы можете попытаться оценить текущую стоимость бизнеса (у вас скорее всего уже есть опыт в этой индустрии, а значит и бизнес оценить будет не так сложно). И дальше использовать, например, вот такую модель для расчета опционной части. Здесь тоже очень хорошо и реалистично описан подход к опционным планам дла сотрудников.

Имейте ввиду, что:

  • чем более «рыночную» зарплату вы получаете (что скорее всего означает что вы работаете в достаточно позднем стартапе), тем меньше будет ваша опционная часть. Да, чтобы хорошо заработать в стартапы нужно «входить» рано и брать на себя риск. «Кто не рискует…», как говорится…
  • все опционы подразумевают так называемый vesting period: время, которое вы должны отработать, чтобы получить все 100%, обычно — 4 года. Если вы отработаете в компании меньше, то получите либо только часть, пропорциональную отработанному времени, либо не получите ничего — это зависит от плана, который нужно внимательно обговорить и прочитать, несмотря на внушительную длину этого документа.

И последнее: не забывайте, что строя новый бизнес, вы получаете бесценный опыт, который может пригодиться и большим корпорациям, которые – особенно в технологиях – все больше ценят людей с такими навыками. Так что ваша рыночная стоимость по-прежнему повышается, и если что-то “не срастется” в молодом бизнесе, то можно будет перейти в большой бренд. Большие компании с большой вероятностью будут всегда, а возможности в многообещающих молодых бизнесах появляются не так часто.

Advertisements

Leave a Reply / Оставить Комментарий

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: